Цифровой (электронный) тахограф – это устанавливаемый на коммерческие автомобили прибор, осуществляющий непрерывную запись информации о работе транспортного средства (ТС) и его водителя (водителей) в течение рабочей смены или междугороднего рейса.
Внимание! Для работы устройства необходима Карта Водителя для тахографа.
Для грамотной эксплуатации Цифрового тахографа следует внимательно изучить инструкцию по его использованию. Также необходимо знать законодательные требования относительно режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств.
Последовательность действий при работе с цифровым тахографом
1. Перед каждым выездом на линию водитель должен вставить в устройство карту водителя. Индивидуальная карта вставляется в слот №1 цифрового тахографа таким же образом, как банковская карта при использовании банкомата, т.е. чипом вверх.
2. После этого на дисплее устройства должна отобразиться информация о фамилии, имени и отчестве водителя, на которого оформлена данная индивидуальная карта. Если подобного не произошло, наиболее вероятной причиной является то, что карта не вставлена до конца, и прибор не может считать с нее базовую информацию. В этом случае необходимо повторить попытку и убедиться, что слышен характерный щелчок запорного устройства картоприемника.
Если подобные действия не дали нужного результата, это говорит о неисправности либо карты, либо самого тахографа. В этом случае требуется обращение в сервисный центр или мастерскую по обслуживанию и ремонту тахографов, поскольку выполнение подобных работ без использования специального диагностического оборудования невозможно.
2. После помещения карты водителя в картоприемник необходимо ввести информацию о статусе водителя до начала смены:
• Режим «Работа» в случае, когда до начала движения водитель выполнял какую-то иную работы (к примеру, занимался ремонтом автомобиля);
• Режим «Отдых» в остальных случаях.
3. Движение начинается только после ввода указанных данных. Поскольку цифровой тахограф, в отличие от аналогового, фиксирует действия водителя автоматически, в дальнейшем устанавливать статус водителя вручную не обязательно. Исключения возможны для тахографов старых моделей, у которых режим «Отдых» (стандартная пиктограмма «Кроватка») выставляется вручную.
Внимание! На дисплее устройства вы в любой момент времени можете наблюдать текущий статус водителя.
4. В момент начала движения тахографом автоматически регистрируется режим «Вождение» (стандартная пиктограмма «Руль»).
5. Уходя на отдых, водитель должен проверить свой текущий статус. После остановки ТС и выключения зажигания тахограф автоматически регистрирует стандартный режим «Отдых». Однако, следует убедиться в этом и, при необходимости, установить данный режим вручную.
6. По окончании смены или завершении рейса индивидуальная карта извлекается из картоприемника и передается диспетчеру для проверки и анализа данных.
Распечатка данных из памяти устройства
В соответствии с действующим законодательством РФ, одним из неотъемлемых условий применения цифрового тахографа является возможность получения информации с него в печатном виде. Для получения печатного документа используется специальная термобумага – материал с особым покрытием, меняющим цвет в локальных точках нагрева. Печать осуществляется при посредстве входящего в комплект термопринтера.
Ширина стандартного ролика термобумаги 57 мм при диаметре 25 мм.
Отсутствие в принтере термобумаги, равно, как запасного ролика у водителя, согласно законодательству приравнивается к неисправности самого устройства.
Термобумага для принтеров цифровых тахографов отличается в зависимости от типа используемого устройства: европейского (Е), или российского (Р) типов.
Термобумага для приборов Е-типа в соответствии с международным стандартом соответствует установленным в них требованиям, таким, как определенный уровень устойчивости к температуре, влажности воздуха и естественному высвечиванию.
Для термобумаги, используемой в тахографах Р-типа общих требований подобного рода не устанавливается; параметры регламентируются лишь заводом-изготовителем прибора.
Визуально термобумагу для устройств Е-типа можно отличить по наличию различных лицевой и оборотной сторон ленты, а также разгравировки, допускающей, при необходимости, возможность заполнения документа вручную.
Способы установки термоленты в печатающее устройство различаются в зависимости от типа и модели тахографа. Наиболее распространены два основных способа:
• Откидывание верхней крышки принтера и установка ролика концом наверх;
• Снятие фасадной детали принтера и установка ролика концом наружу.
Резюмируя сказанное, следует отметить следующее:
Поскольку ответственность за достоверность данных из памяти цифрового тахографа возложена на владельца ТС, лиц, ответственных за его коммерческую эксплуатацию, а также непосредственно водителя, а предоставление информации в печатном виде обязательно, то:
• Указанные лица, и в первую очередь водитель, обязаны иметь достаточные навыки работы с прибором и его принтером;
• Термопринтер должен исправно функционировать;
• Контроль за наличием термобумаги в устройстве и в запасе обязателен.
Способы распечатки информации из памяти устройства различаются в зависимости от типа и модели тахографа. Соответственно, имеются определенные отличия в выборе порядка действий, предлагаемых в меню устройства. При этом имеется и ряд общих черт, характерных для любых приборов подобного назначения.
Общая последовательность действий при распечатке данных с носителей информации
1. Осуществить ход в главное меню устройства при посредстве функциональной кнопки Ok либо Enter.
2. Задать необходимое действие («Печать»). Как правило, эта функциональная кнопка располагается в верхней части списка меню.
3. Сделать запрос данных – либо по автомобилю (из памяти устройства), либо по водителю (с индивидуальной карты). В первом случае в качестве базовой выступает вся информация, касаемая работы автомобиля и его водителя (или водителей, если их более одного), а во втором – лишь в отношении действий одного конкретного водителя.
4. Дальнейший выбор осуществляется в зависимости от потребных данных. Можно получить по отдельности или в совокупности следующие:
• Технические данные автотранспортного средства;
• Режимы движения, остановки и простоя;
• Соблюдение режима труда и отдыха;
• Тахограмма (в т.ч. скоростной режим на каждом временном отрезке);
• События и ошибки.
Последний пункт подменю вызывает информацию обо всех событиях, связанных не только с работой автомобиля, но и самого тахографа – движение без установленной индивидуальной карты, отключение питания, нарушения режимов, превышение предельного времени непрерывного управления ТС, и т.д.
Примечание: при печати данных следует указать запрашиваемую из последних 28 суток необходимую дату.
Основными данными, запрашиваемыми инспектирующим лицом при проверке, являются следующие:
• Технические параметры транспортного средства – для установления их соответствия базовым данным, занесенным в калибровочную таблицу прибора;
• Режимы работы водителя (водителей) – для выявления возможных нарушений режима труда и отдыха, регламентированных нормативными документами;
• События и ошибки – для выявления возможных сбоев в работе прибора, случайных или сознательных действий водителя, приведших к нарушению достоверности сведений.
Водитель обязан знать порядок осуществления печати любых запрашиваемых данных, уметь сменить ролик термобумаги в принтере, следить за наличием запасного рулона термоленты.
Нередко задается вопрос: что делать, если отсутствует индивидуальная карта водителя для цифрового тахографа?
Не стоит повторять, что работа тахографа без карты по закону приравнивается к неисправности самого прибора. Однако, в реальной практике случаются, все же, подобные ситуации. К примеру, утеря карты, ее механическое повреждение, повреждение носителя, и т.п.
В этом случае следует знать, что управление транспортным средством, оснащенным тахографом, без индивидуальной карты допускается, в порядке исключения, в течение 14 календарных дней. Данные из памяти устройства в этой ситуации визируются водителем, с указанием (вручную) на оборотной стороне ленты своих ФИО и паспортных данных.
Однако, в течение указанного срока необходимо получить карту или произвести ее замену.
Заказать и купить индивидуальную карту водителя вы можете в любом из представительств компании «Меркурий Урал» на территории России.
Вновь вынуждены повториться и по поводу того, что наличие термобумаги в печатающем устройстве, а также в запасе является обязательным условием использования цифрового тахографа. Поскольку инспектор вправе потребовать предоставление данных за любой из последних 28 суток, либо за весь период полностью, то по расчету, необходимо иметь не менее трех роликов термобумаги для каждого ТС.
Заказать и купить термоленту для тахографа, а также тахо-шайбы вы всегда сможете в любом из представительств компании «Меркурий Урал» на территории РФ.
И еще один, не вполне корректный вопрос нередко доводится слышать: что произойдет, если водитель выйдет в рейс с чужой индивидуальной картой?
Ответ прост: не имеет никакого смысла так поступать. Алгоритмы обработки данных тахографа и карты водителя таковы, что позволяют без труда выявить любую попытку обмана или подлога. А вероятные карательные санкции за совершение подобных действий весьма строги – вплоть до постановки автомобиля на штрафстоянку и лишения права его дальнейшей эксплуатации. Потому любые манипуляции с картой либо самим прибором неэффективны, а последствия, при этом могут оказаться весьма затратными.
Карта водителя, содержащая личные данные, фотографию и подпись, строго индивидуальна! Любое использование чужой карты категорически запрещено!