О легитимности применения контрольного устройства
Меркурий TA‑001
(Наиболее часто задаваемые вопросы)
1. Постановление Правительства № 922 от 03.08.1996.
В Постановлении Правительства от 03.08.1996 года № 922 говориться следующее:
1. Осуществить с 1 января 1998 г. оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами — контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
Трактовка отдельными участниками рынка такова: необходимо на тахограф иметь европейское одобрение типа.
Пояснение.
Компания Инкотекс выпускает цифровое контрольное устройство, а не механический тахограф о котором идёт речь в Постановлении Правительства № 922. Кроме того, данное Постановление требует соответствие ЕСТР. КУ Меркурий ТА-001 соответствует требованиям ЕСТР, это мы отражаем в паспорте на КУ. При этом в Постановлении не указано, что мы должны получать европейское одобрение типа для внутрироссийских перевозок, т.е. соответствовать требованиям – это одно, а получать одобрение типа – это совершенно другое. Для международных перевозок получение одобрение типа обязательно, для внутрироссийских – нет таких требований. Поэтому наш прибор имеет ограниченное применение: только для внутрироссийских перевозок.
Примечание: С 16 июня 2010 года установка механических тахографов на ТС, на которые распространяется Постановление Правительства № 922, в соответствии с Директивами ЕС и российским законодательством запрещена как в ЕС, так и в России.
2. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720
Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2010 г. N 706 «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств»
8(1). Транспортные средства категорий , , и , осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами.
Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с 23 января 2012 г.
Приложение 9
65. Тахографы 2с, 3с Должны обеспечиваться:
показания: скорости движения, пройденного
пути, текущего времени, сигнала о превышении
заданной скорости, сигнала о нарушениях в
работе тахографа;
регистрация: скорости движения,
пройденного пути, времени управления
транспортным средством, времени нахождения
на рабочем месте и времени других работ,
времени перерывов в работе и отдыха, случаев
доступа к данным регистрации, перерывов в
электропитании длительностью более 100
миллисекунд, перерывов в подаче импульсов от
датчика движения.
Внедрение контрольных устройств (тахографов) на ТС, осуществляющие внутрироссийские перевозки пассажиров и грузов сегодня регламентируется данными Постановлениями Правительства. Контрольное Устройство Меркурий TA‑001 имеет сертификат C-RU.MP14.B.00548 на соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 сроком действия с 28.10.2011 по 27.10.2015. Как видно из документов, в них нет ссылок на ЕСТР, метрологию и т.п. Наличие у Меркурий ТА-001 сертификата C-RU.MP14.B.00548 позволяет легитимно устанавливать и использовать на российском рынке данный прибор как средство за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха на территории Российской Федерации.
3. О метрологии
Требования ЕСТР не устанавливают необходимость метрологической поверки контрольных устройств, в них регламентируется только периодическая проверка и калибровка специалистами сервисных служб (мастерских), имеющих допуск компетентного органа.
Постановление Правительства РФ № 720 упоминаний о необходимости прохождения специальных метрологических процедур для контрольных устройств (тахографов) не содержат.
Утверждённый Приказом Министерства транспорта РФ от 14 декабря 2011 г. № 319 «Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха» гласит:
5. В ходе оснащения транспортного средства контрольным устройством сервисный центр (мастерская) производит:
1) установку контрольного устройства;
2) активацию контрольного устройства;
3) калибровку (проверку) контрольного устройства;
4) опломбирование контрольного устройства.
Таким образом сервисный центр обязан провести калибровку и проверку КУ, которая не имеет отношения к метрологической поверке. Порядок проведения калибровки и проверки оговаривается производителем КУ в сопроводительной документации.
4. О возможности использования импульсных датчиков скорости.
Установка на транспортное средство тахографа с интеллектуальным датчиком скорости, в котором реализован шифрованный обмен данными между КУ и самим датчиком, требуется по ЕСТР. Дополнительно, согласно ЕСТР допускается использование других источников информации о скорости и пройдённом пути автомобиля, в том числе полученные от навигационных спутниковых систем.
Постановление Правительства № 720 не содержит упоминаний о шифрованных датчиках скорости. Ввиду того, что КУ Меркурий ТА-001 использует одновременно информацию от импульсного датчика скорости (в т.ч. шифрованного), спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS и встроенного 3-D сенсора движения, орган по сертификации посчитал возможным применять КУ Меркурий ТА-001 без обязательного применения интеллектуального датчика скорости при этом не нарушая требований технического регламента «О безопасности колёсных ТС». Поэтому использовать дорогостоящий интеллектуальный датчик скорости при установке КУ Меркурий ТА-001 — не обязательно.
5. Об аппаратуре спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС
Подробнее смотрите Информационное письмо о соответствии Меркурий TA-001 требованиям по установке аппаратуры ГЛОНАС.
Контрольное устройство Меркурий TA‑001, укомплектованное модулем ГЛОНАСС/GPS и GSM/GPRS модемом, удовлетворяет текущим требованиям, которые предъявляются Российским законодательством к установке аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС (приказ Министерства транспорта России № 20 от 26 января 2012 года).
6. О внесение в список КУ, допущенных Министерством транспорта России к эксплуатации.
На сайте Министерства транспорта России имеется страница с перечнем:
Цифровые контрольные устройства, допущенные к применению на территории Российской Федерации для государственного контроля (надзора)за режимами труда и отдыха водителей
Данная информация была выложена на сайт 1 сентября 2011 года. На момент её размещения КУ Меркурий ТА-001 не имело соответствующего сертификата. На текущий момент информация на сайте устарела и требует обновления.
Информацию о КУ Меркурий ТА-001 можно увидеть на сайте Минтранса России (в списке №13, на заседании Экспертного совета в феврале 2012 года прибор рекомендован к государственным закупкам).